Курс ЦБ на 27.04: $ 92.01 98.72

21.02.2024 Общество

Рассекречено дело об уроженце Вологодчины, в годы войны обнаружившем у себя уникальный дар

Рассекречено дело об уроженце Вологодчины, в годы войны обнаружившем у себя уникальный дар Во время войны в немецком городке Эссен, где оказался З., был филиал печально знаменитого концлагеря «Бухенвальд».

Свои планы насчет «уникума» были у однофамильца шефа гестапо из популярного телесериала про Штирлица, однако благодаря профессионализму вологодских чекистов удалось раскрыть истинные «таланты» изменника.

 

Вернувшись после войны в родной Никольск, подручный Мюллера никак не мог предположить, что лицом к лицу столкнется с одной из своих жертв.

 

Архивное дело № 116

В рамках федерального проекта «Без срока давности», инициированного по решению Президента РФ Владимира Путина в целях сохранения исторической памяти о военных преступлениях нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны, УФСБ России по Вологодской области рассекретило архивное дело № 116 — историю разоблачения З. (подлинные Ф. И. О. фигурантов в соответствии с принятыми нормами разглашать нельзя), чей дар раскрылся в немецком плену.

З. родился в 1922 году в Никольском районе. В школьные годы, как он сам рассказывал на допросе, особыми талантами не блистал. Определенные успехи у него были разве что в немецком языке — на уроках он довольно бойко переводил тексты со словарем, однако воспринимать речь на слух и тем более говорить по-немецки так и не научился.

В октябре 1940 года его призвали в армию. Определили в 635-й стрелковый полк 143-й стрелковой дивизии, базировавшийся в Белоруссии, под Гомелем. 11 июня 1941 года полк начали перебрасывать под Барановичи, но начавшаяся война и сумятица первых ее дней не позволили закончить передислокацию. Фашистские танки Гудериана начали наступление по всему фронту, подавляя сопротивление отдельных разрозненных частей.

Фактически лишившись тяжелого вооружения и половины личного состава, не имея единого командования, наши начали отступать. Большинство бойцов, имея на руках винтовки, оказались предоставлены самим себе — им было сказано: как хотите, так и добирайтесь до своих.

З. в каком-то смысле повезло: ему удалось залезть в грузовик, направлявшийся в тыл. Однако эйфория была недолгой: вскоре их остановил офицерский патруль и «реквизировал» машину для своих нужд. З. с шофером дальше продолжили путь пешком. Раздосадованный водитель ругал командование на чем свет стоит, говорил, что лучше уж сдаться немцам, чем такое отношение терпеть… Сказано было в сердцах, но З. намотал это себе на ус.

Через некоторое время к ним присоединились еще три человека — таких же несчастных, вынужденных самостоятельно пробираться к своим. Они напугали, что фашисты уже рядом, и как только схватят с оружием, расстреляют на месте. Да и у своих несладко придется — могут посчитать за дезертиров. Но с винтовками в любом случае лучше расстаться.

Сказано — сделано. Оружие закопали в огороде одной из деревень, выпросили у местных еды на дорогу и дальше отправились уже налегке. З. специально задержался на опушке леса и у приметного корня вдобавок припрятал свою солдатскую книжку и комсомольский билет. В комсомоле он состоял с 1937 года...

 

Лагерное чудо

Они сбились с пути и километрах в семи от украинского города Лубны, что в Полтавской области, наткнулись на немецкий патруль. З. первым поднял руки…

Пленных согнали в ближайший лагерь, набитый такими же, как они. Слушая отрывистую немецкую речь, З. вдруг поймал себя на мысли, что прекрасно понимает, о чем говорят охранники. И когда с пленными решил пообщаться кто-то из офицеров, З. тоже его понял без переводчика. Это настолько потрясло никольчанина, что на вопрос в свой адрес он попытался ответить по-немецки. Офицер тут же назначил его переводчиком.

В октябре 1941-го, пользуясь относительной свободой передвижения по лагерю, З. решил, что пора делать ноги. Но далеко он не ушел — его вернули и отправили в другой лагерь, под Кременчугом. Так началась его «одиссея» переводчиком по концлагерям, закончившаяся уже в Германии.

Город Эссен, столица Рурского региона федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, в своё время был центром тяжёлой и угольной промышленности Германии. Во время войны там был филиал печально знаменитого концлагеря Бухенвальд.

Там в апреле 1944-го З. и познакомился с Мюллером.

 

Команда 105

Мюллер был комендантом подразделения, узников которого задействовали в шахтах. Когда З. предложил ему свои услуги в качестве переводчика, то фашист засмеялся: мол, ему нужны рабочие руки, а что делать, пленные поймут и без переводчика, на это есть плетки и кулаки. И предложил З. поработать в «команде 105».

По сути, это была внутренняя лагерная охрана из выразивших желание за дополнительную пайку помогать гитлеровцам держать остальных узников в узде. Оружия им не выдавали, только плетки. Мюллер именовал надсмотрщиков полицейскими и комплектовал свою команду в основном из уголовников.

З. не был судим, но сразу же согласился. Примечательно, что никаких бумаг его подписывать не заставляли, присягу на верность Третьему рейху давать — тоже. Но чтобы доказать свою полезность и заслужить лояльность, объяснил Мюллер, не надо щадить узников, заставляя их работать лучше.

И З. заставлял: избивал плеткой, а то и просто кулаками. Одного за неповиновение так чуть не убил, еле остановился. И надо было такому случиться, что жертвой его стал… земляк из Никольска!

Случайная встреча с ним в 1947-м там, на родине, и выведет предателя на чистую воду.

 

«Реабилитации не подлежит»

Когда войска союзников добрались до Эссена, Мюллер сбежал, отправив «команду 105» в другой город под видом обычных узников.

Но до цели те не дошли. 9 апреля 1945 года американцы освободили Эссен. Они же настигли и колонну пленных, в которой шли «замаскировавшиеся» надсмотрщики. Всех освободили и отправили своим ходом в фильтрационный лагерь.

З. нарочно оторвался от «коллег», чтобы добровольно сдаться в другой лагерь как угнанный на работы в Германию. Американцы передали его нашим, и в конце концов он очутился в фильтрационном лагере в подмосковном Орехово-Зуеве, где стал работать на местном заводе «Карболит». А вскоре умудрился сломать ногу, и в сентябре 1946-го его, не способного больше трудится, в ускоренном порядке освободили.

Но приехав в Никольск, З. нос к носу столкнулся с… избитым им в лагере земляком. Жертва опознала карателя, и скрыться изменник не успел: его делом занялись вологодские чекисты...

В июне 1947 года З. за сотрудничество с фашистами и избиение пленных приговорили к 20 годам лагерей.

Какие таланты «проснулись» у З. в местах лишения свободы, равно как о дальнейшей его судьбе, мы не знаем. Известно лишь, что в 1995 году кто-то из родственников подал прошение о «восстановлении честного имени» З., однако получил отказ: как явствует из справки, бывший надсмотрщик «реабилитации не подлежит».

 

Благодарим за помощь в подготовке материала УФСБ России по Вологодской области.

Алексей Кудряшов
Другие новости по теме
27.03.2024 17:07

Украинские спецслужбы пытаются использовать вологжан для совершения диверсий

УФСБ России по Вологодской области фиксируются попытки украинских спецслужб установить контакты с беженцами с Украины, гражданами других иностранных государств, а также жителями региона. В ходе общения в «Телеграме» собеседник склоняет к ведению разведывательной или диверсионной деятельности.
21.03.2024 11:11

Петербуржец привез наркотики на территорию Вологодской области

Сотрудники УСФБ задержали мужчину на территории региона. Известно, что он забрал запрещенные вещества в тайнике в Санкт-Петербурге и направился в Вологодскую область.
07.02.2024 13:38

Рассекречено архивное дело «полицая № 15», разоблаченного вологодскими чекистами

Лесоруба, считавшегося узником фашистских концлагерей, выдала в 1947 году одна деталь: он вдруг забыл, что женат.

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×