Курс ЦБ на 26.04: $ 92.13 98.71

04.05.2022 Культура

25 лет исполнилось в этом году вологодскому образцовому коллективу — театру моды «Истоки»

25 лет исполнилось в этом году вологодскому образцовому коллективу — театру моды «Истоки»

За четверть века театр моды «Истоки» вырастил более 400 выпускников. История коллектива началась в 1997 году и тесно связана с именем его первого руководителя, художника-модельера, члена Союза дизайнеров России Алены Ковалевой.

Театр моды «Истоки» — это первый театр моды, который появился в Вологде. Во Дворце творчества детей и молодежи существовало творческое объединение «Вологодские истоки», куда входили мастерские по кройке и шитью, кружевоплетению, макраме, вязанию. Когда объединение вступило в ассоциацию детских коллективов «Золотая игла», было решено открыть театр моды.

«В 1997 году в Вологду приехала председатель ассоциации детских коллективов "Золотая игла" Галина Петровна Чубарова и пригласила нас участвовать с мастер-классами. Я увидела выставку кукол Алёны Фёдоровны Ковалевой в школе народной традиционной культуры и попросила познакомить с ее автором. В то время мы создавали театр, я пригласила Алёну Фёдоровну работать с нами, и она согласилась. На тот момент она только собиралась переезжать в Вологду из Санкт-Петербурга», — отметила руководитель творческого объединения «Вологодские истоки» ДТДиМ Татьяна Соколова.

Льняное очарование2.jpg

«Льняное очарование» — первая коллекция, которую создала Алёна Фёдоровна. Над ней трудился ряд педагогов, преподававших в мастерских, и, конечно, сами воспитанники театра. За основу художник-модельер взяла русский народный стиль, а именно крой вологодского косоклинного сарафана. Среди аксессуаров венки, вязаные изделия и изделия из бересты.

Одной из первых воспитанниц театра, демонстрировавших эту коллекцию, была Анна Швецова (Крайнева). Юные модели быстро стали активно принимать участие в городских мероприятиях, а также ездить на конкурсы в разные города России.

Анна Швецова.jpg

«Каждая коллекция — это определенный этап, который вызывает свои ассоциации. С "Льняным очарованием" мы много где побывали. Но моей любимой коллекцией была "Шекснинская золоченка". С ней мы ездили выступать к Вячеславу Зайцеву, заняли первое место. Выступали под песню "Вологда". Благодаря театру я много где побывала, участвовала в первых Дельфийских играх. Когда в театр приходили новые девочки, Алёна Фёдоровна всегда представляла воспитанниц театра. Не было такого, что у кого-то при этом появлялась "корона" на голове. Младшие девчонки смотрели на старших, а старшие помогали младшим», — рассказывает Анна.

F-LPgpOARy0on9pxO4JZeanzELthhLcy_InYkzhxTc_MUDVtqSkB9qiTUtlo9aX0y6oTez4a4e-KSdvbKYQFNGM1.jpg

За первый год своего существования коллектив выступил на более чем 60 площадках города. Затем география выступлений только расширялась, а одним из традиционных конкурсов, где участвовал театр моды, стала «Золотая игла» Вячеслава Зайцева. Воспитанницы театра выступали и в странах зарубежья: Италии, Финляндии, Франции и других.

Театр моды «Истоки» наравне с мировыми дизайнерами, такими как Валентин Юдашкин, Вячеслав Зайцев, представлял свои коллекции на ярмарке-выставке «Российский лен», и конечно, становился лауреатами конкурса. Тогда постановщиком дефиле на выставках «Российского льна» работала Елена Долич, которая в дальнейшем 10 лет трудилась в театре моды, формируя у юных леди красивую походку и осанку.

дефиле Долич.jpg

«Дефиле для воспитанниц театра было основой и стрежнем, на которые как кружево и орнамент накладывались всевозможные элементы и нюансы — особенности юной леди. Для меня и Алёны Фёдоровны было важно, чтобы девочка чувствовала тот образ, который мы хотели в ней раскрыть. Почувствовав это, она рождала нужные движения, а мы просто корректировали. Не было никакой четкости и муштры, мы давали девчонкам свободу», — рассказала Елена Долич.

Коллекции в театре моды Алёна Фёдоровна создавала по трем направлениям: «История костюма», «Русский костюм» и «Мода XX века». Как основной материал при создании костюмов использовались лен и вологодское кружево. Алёна Фёдоровна вдохновлялась разными образами, видами искусств и даже событиями в мире. Каждый костюм подчеркивал индивидуальность девочки — так Алёна Фёдоровна старалась раскрыть потенциал каждой своей воспитанницы.

дети.jpg

«Как рождались коллекции: Алёна Фёдоровна говорила, что дети и образы у нее начинают бегать в голове. Она ходила всё обдумывала, потом садилась и рисовала. Каждый раз придумывать шить все задумки было то же самое, как изобрести велосипед. Когда сошьешь, вроде не то. Наденешь на ребенка, Алёна Фёдоровна тут подогнет, тут приколет, и всё становилось на свои места. У нас было совместное творчество», — рассказывает мастер по пошиву костюмов Ирина Целикова.

Улыбка Монмартра.jpg Улыбка Монмартра

Поводом для создания коллекции «Вдоль по Питерской» послужили открытки художницы Елизаветы Бём. Алёне Фёдоровне нравились изображенные на них дети. Идея коллекции «Улыбка Монмартра» пришла руководителю театра в Париже, когда она встретила группу малышей, идущих в детский сад в Монмартре. Мысли о коллекции «Это было прошлым летом» пришли в голову мастера благодаря жаркой погоде летом 2010 года.

«Когда я пришла работать в театр, для начала мне дали попробовать сшить простенькую коллекцию "Цветик-семицветик". Я ее сшила, Алёна Фёдоровна убедилась, что я действительно что-то умею, и мы сразу стали шить коллекцию, о которой она давно мечтала, — это "Вдоль по питерской". Тогда я только шила, не преподавала. Поэтому такую большую и сложную коллекцию мы сшили всего за четыре месяца. Мы создавали втроем: я шила, Татьяна Константиновна Кутилова вязала со скоростью швейной машинки, Алёна Фёдоровна руководила всем процессом и делала различные аппликации», — вспоминает педагог дополнительного образования, мастер по пошиву костюмов Елена Магазова.

Неоконченная пьеса.JPG Неоконченная пьеса

Еще одной значимой коллекцией для театра стала «Неоконченная пьеса». Ее Алёна Фёдоровна задумала к 300-летию Петербурга, первыми зрителями утончённых платьев изо льна и широкополых шляпок стали гости Михайловского замка. В коллекции «Душегрея» насчитывается 15 видов льна, там много антикварного и современного кружева, выполненного как руками воспитанниц театра, так и собранными родителями детей.

душегеря4.JPG Душегрея

«Для нас коллектив театра моды был семьей, мы дружили семьями, мы хорошо общались с Алёной Фёдоровной. После встречи Нового года мы всегда собирались у нее в гостях. Для всех у нее хватало места в ее уютной квартире. Без поддержки родителей, их увлеченности, наверное, этот коллектив тоже бы не получился», — отмечает Светлана Щербакова, мама воспитанников театра.

Юноши в театре были не частыми гостями, но несколько ребят все-таки занимались. Среди них братья Даниил и Иван Щербаковы, посещавшие занятия на протяжении 10 лет.

Щербаковы.jpg

«Вологодский двор имел одни правила, свои плюсы и минусы, они требовали определенного поведения. Вечером тебя одевали в льняные костюмы и ты ходил по сцене. Это, конечно, вносило определенный диссонанс в жизнь. Но занятия в театре дали определенные положительные эффекты. Мы с братом не боимся выступать на публике», — говорит Даниил Щербаков.

После открытия театра в нем начали заниматься дети педагогов театра, а дальше срабатывало так называемое сарафанное радио. От Анны Швецовой о театре узнала мама Валерии Ухановой, она привела дочку в «Истоки» в возрасте четырех лет в 2001 году. Девушка настолько прониклась идеей и духом театра, что также связала свою жизнь с искусством.

TdnO7CNRdxfMTGpo3mmSA2qrxOWoCneKCST871Xx7H_JZSzyu4MRzcwkqFv8VzfuDOJnAAWS_sqFToi3gSh8FONx.jpg

«Главное, чему научил меня театр, — умение мыслить. В "Истоках" было, как сейчас можно называть, интерактивное обучение. Сейчас я понимаю, насколько это был глобальный социокультурный проект и насколько классный мы там все получили опыт. Мы изучали историю и культуру, не заполняя таблички с датами и не пересказывая учебник. У нас была программа, по которой мы все обучались, она называлась "Костюм — эмблема времени". Когда мы показывали коллекции в других городах, представляли свой город и область, нас спрашивали, откуда мы, говорили, какой это прекрасный город и наша коллекция. В эти моменты у нас формировался здоровый дух патриотизма», — рассказывает Валерия Уханова.

Еще одна из особенностей методики воспитания в театре — преемственность поколений. Это когда старшие девочки помогали педагогам и потом становились ими — учили младших хореографии или дефиле. Одним из таких преподавателей стала Валентина Браташ, которая посвятила театру 15 лет.

театр моды в настоящее время.jpg

«Театр моды "Истоки" стал для меня домом, семьей. Я четко помню, как множество значимых событий происходили у меня вместе с театром. Алёна Фёдоровна успокаивала нашу женскую компанию, когда мы влюблялись, расставались с нашими первыми возлюбленными. Вместе со мной театр моды отмечал окончание школы и получение золотой медали. Меня поддержали в театре, когда я решила уезжать в Петербург, двигаться дальше и открывать новые горизонты», — отмечает Валентина Браташ.

В коллективе театра занимались дети, начиная с 3 лет, а выпускались, достигая совершеннолетнего возврата. Важной особенностью были театрализованные показы коллекций. К классическому дефиле добавлялись хореография и актерское мастерство.

сказка Снежная королева на сцене ТЮЗа.jpg

В музее «Мир забытых вещей» также прошла большая часть жизни воспитанниц театра. На площадке музея проходили капустники, была поставлена первая версия сказки «Снежная королева», а также проходили театрализованные показы проекта «Костюм XIX века в произведениях классиков русской художественной литературы», основанного на образах Александра Пушкина, Антона Чехова, Ивана Тургенева, Льва Толстого и Константина Батюшкова.

грант.jpg

«Когда Алёна придумывала коллекцию, она приходила ко мне. Когда она рассказывала мне о предстоящих коллекциях, я зримо представляла каждый костюм. Когда Алёна горела какой-то идеей, больше для нее ничего не существовало. Поэтому все коллекции рождались непосредственно при участии музея. Ну и обязательно первый показ костюмов был в музее. Ну и конечно, нигде лучше, чем в музее "Мир забытых вещей", представить коллекцию гранта было невозможно. Там и стены помогали», — считает руководитель музея «Мир забытых вещей» с 1991 по 2021 год Татьяна Касьяненко.

Ганичева.jpg

За 22 года руководства театром Алёна Фёдоровна создала более 70 коллекций. После ее ухода театр продолжил существовать и чтить традиции первого руководителя. В настоящее время театром моды руководит Татьяна Ганичева. Здесь занимаются более 100 детей, работают семь мастерских. Занятия по-прежнему проходят в Доме творчества детей и молодежи. Совсем недавно там состоялся юбилейный отчетный концерт коллектива, где его воспитанницы продемонстрировали 25 коллекций.

Дарья Самодурова
Другие новости по теме

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×