Курс ЦБ на 16.10: $ 97.01 € 105.68
Александра Иконникова рыла окопы во время блокады Ленинграда, тогда ей было 16 лет. Историей тяжелых годов ветеран поделилась с депутатом Вологодской городской Думы Дмитрием Наумовым в рамках проекта «Штрихи истории».
Александра Петровна Иконникова родилась 19 апреля 1925 года в деревне Ильинское Вологодского района в семье крестьян. Училась в деревенской школе с девяти лет и окончила шесть классов. В это время началась Финская война, тогда Александра Петровна пошла работать почтальоном, ей было 14 лет. Затем начальник почтового отделения отправил девушку на учебу в Ленинград, в училище связи.
«У нас только сформировали группы и отправили домой собираться, прощаться с родственниками. А затем нужно было приезжать учиться. Только мы собрались уезжать, вдруг радио как заговорит — началась война. Никого не спрашивали, кому сколько лет, чего и как, мы взяли лопату и начали копать», — говорит Александра Иконникова.
Александра Петровна вместе с учителями и студентами начала рыть окопы. Сначала их отправили в Лодейное Поле, после работали на заготовке торфа для отопления предприятий в поселке Щеглово, потом в Синявине рыли противотанковые рвы.
«В Щеглово на торфоразработки нас привезли в бараки, где раньше жили заключенные. Стекол не было в окнах, были где-то фанерки. Туалета в бараке тоже не было, ходили на улицу, и не по одной, потому что наскрывалось немцев много. За едой ходили на болото за ягодами. Как-то раз нам в лесу попался немецкий солдат. Немцы бросали листовки, где написано было, как жили бы русские, если бы сдались или не сдались», — рассказывает Александра Петровна.
В Лодейном Поле Александра Петровна пробыла всего 10 дней. Во время заготовки шли постоянные обстрелы, давали хлеба по 200 граммов. Пришлось Александре Петровне поработать и на зенитной установке, поднося снаряды.
«Как-то раз меня завалило торфом. Мы рыли окоп. Треть окопа была глинистая земля, а дальше всё рыхлая. Так вот, меня рыхлой землей и засыпало. Я очнулась и подумала: "Чего я лежу?", и начала выкарабкиваться. Выхожу и вижу, что девчонки плачут. А мы уже до этого двух взрослых женщин потеряли, у одной даже была маленькая дочка. Я спросила: "Опять мы кого-то потеряли?", а девчонки подбежали ко мне и начали обнимать. Оказалось, что они обо мне плакали», — вспоминает Александра Петровна.
Однажды во время бомбежки Александра Петровна получила осколочное ранение в ногу, лежала в госпитале во Всеволожске.
«Нисколько не больно было, только горячо. Врач мне тогда сказал, что у меня только царапины. А когда стали вынимать осколки, было больно. Тогда еще не было бинтов. У меня была юбка, ее обрезали и завязали. Пожилые мужчины на нас ругались: "Выскочки! Сидели бы с матерью, держались за ее юбку". А молодые ребята нас жалели. Говорили, что если девчонок всех перебьют, то кто их встречать будет», — рассказывает Александра Петровна.
О снятии блокады Ленинграда девушка узнала только спустя три дня. Вспоминает, что в этот день все выбежали на улицу кто в чем был, многие даже пели.
В декабре 1942 года Александра Иконникова была награждена медалью «За оборону Ленинграда». До 1947 года находилась в Щеглове, затем вернулась в Норобово Вологодской области и стала работать начальником почтового отделения и проработала там 25 лет. В Вологду Александра Петровна с семьей переехала в 1962 году. Местом работы тоже была почта. Имеет четверых детей.
Александра Иконникова — новый участник проекта «Штрихи истории», который был запущен в 2020 году и вновь возобновился в 2023 году. Идея проекта заключается в том, что ветераны рассказывают историю военных лет, в то время как художник Олег Иванов пишет их портреты. С другими историями, записанными в рамках проекта, можно ознакомиться по ссылке.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер