Курс ЦБ на 28.03: $ 92.59 € 100.27
Откуда в городе, где никогда не было профессионального театра оперы и балета, взялось такое чудо? Об этом и многом другом нашему изданию рассказала Мария Миронова, заведующая студией балета Детского музыкального театра и Центра образования № 23 «Созвучие».
Созданию студии классического балета в Вологде предшествовало несколько событий. В 1942 году в наш город эвакуировали жителей блокадного Ленинграда. Среди прибывших были педагоги и учащиеся Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета им. Агриппины Вагановой). 80 лет назад они первыми начали преподавать классический танец в здании бывшего Дома пионеров, где сейчас находится Детский музыкальный театр.
В те годы знаменитой вологодской балерине Светлане Ивойловой было 6 лет. Девочка уговорила родителей отдать её в студию балета Дома пионеров. Талант ребёнка был настолько поразительным, что известный ленинградский педагог Марика Фердинандовна Репейто-Дубяго посоветовала отвезти девочку в Северную столицу. Но Ленинград всё ещё находился в кольце блокады, и Светлана продолжала заниматься балетом в Вологде. И здесь судьба сделала ей подарок: в 1943 году в наш город приехала удивительный хореограф Екатерина Ковальская, которая всеми силами старалась помочь раскрыться дарованию юной ученицы.
Когда закончилась Великая Отечественная война, Светлана Ивойлова отправилась в город на Неве, где прекрасно выдержала вступительные испытания в хореографическом училище. Несмотря на это, отец, не решившийся оставить дочь в голодном и разрушенном Ленинграде, настоял на том, чтобы она вернулась в родной город. Казалось бы, с балетом было покончено, но вмешалась судьба: Светлана стала ученицей легендарного балетмейстера Макса Миксера, который волею судеб оказался в нашем городе и проработал здесь более 20 лет!
Светлана Ивойлова — заслуженный работник культуры РФ, награждена медалью «За заслуги перед Вологодской областью» и знаком «За заслуги перед городом Вологдой». Завершив свою профессиональную карьеру, она нашла себя в педагогике и создала в Вологде совершенно уникальный коллектив классического танца «Молодой балет». В 1990 году Светлана Георгиевна убедила руководство города и области открыть в столице региона Детский музыкальный театр, и первым творческим коллективом в составе принципиально нового учебного заведения для одарённых детей стал «Молодой балет». От него берёт начало современная студия балета. Таким образом, вологодскому балету уже 80 лет.
– Судьба Светланы Георгиевны Ивойловой заслуживает отдельного материала. Столько времени прошло с тех пор — просто невероятно, а она по-прежнему продолжает работать. Причём очень активно! Неужели не чувствует возраста?
– Светлана Ивойлова отнюдь не из тех людей, которые идут у возраста на поводу. Она не только невероятно талантливый балетмейстер и педагог, но и очень волевой, целеустремлённый человек. Например, в разгар пандемии Светлана Георгиевна продолжала работать дистанционно, благо современные средства связи это позволяют. Она очень требовательна к себе, к педагогам, к ученикам. И это оправданно. В балете иначе просто нельзя! Классическое искусство требует ежедневного напряжённого труда. И в нашем коллективе это понимают даже самые маленькие дети.
– Вот о детях и хотелось бы поговорить. Мария Витальевна, насколько много сейчас желающих отдать своего ребёнка в балет?
– Желающих много. В студии балета сейчас занимаются 110 человек, и больше этого количества мы набрать не можем из-за загруженности залов. В подготовительную группу принимаем ребят с 5–6 лет. Дети получают у нас профессиональное образование по 9-й класс включительно. В основном наши занятия проводятся начиная со второй половины дня, поскольку ребята учатся в общеобразовательных школах.
– Как уже говорилось, классический балет требует полной самоотдачи. И в связи с этим вопрос: не лишает ли он ребёнка детства?
– Я бы сравнила классический танец с фундаментом дома. Балет даёт ребёнку крепкое здоровье, правильную осанку, хорошую фигуру, закаляет характер, вырабатывает самодисциплину. И открывает детям дверь в безграничный мир хореографии, театра, музыки, истории и литературы. С таким интеллектуальным и творческим багажом нашим детям гораздо легче найти себя во взрослой жизни. При этом совершенно неважно, какую профессию они для себя выберут. Если ребёнок с детства привык трудиться, привык идти к поставленной цели, это поможет ему в самых сложных жизненных обстоятельствах и в самых непростых ситуациях. И ради этого, безусловно, стоит заниматься балетом.
– Среди ваших выпускников наверняка есть те, кто сделал балет своей профессией...
– Конечно! И таких ребят немало! 22 наших выпускника стали профессиональными артистами балета и педагогами-хореографами. Кто-то из них танцует на сцене знаменитого Мариинского театра, а кто-то преподаёт в балетном классе. Например, трое наших выпускников вернулись в студию в качестве педагогов. Это Наталья Николаевна Шапаренко, Александра Михайловна Хорольская и Нестор Михайлович Карачёв. Все они имеют высшее педагогическое и профессиональное образование.
– У вашей студии есть визитная карточка — балет «Дюймовочка» (0+), который танцуют несколько поколений воспитанников. И сейчас в театральных кругах широко обсуждается предстоящая премьера новой версии.
– Да, это наш учебный спектакль. Уже семь поколений студийцев танцуют «Дюймовочку». Но что удивительно — каждый раз спектакль получается принципиально другим! Потому что дети в каждом поколении разные. И спектакль ставится с учётом их индивидуальных способностей, физического и творческого развития. Зрители увидят новую «Дюймовочку» в марте, в преддверии Международного дня театра.
– Ваш коллектив — постоянный участник городских и областных мероприятий, хореографических конкурсов и фестивалей искусств. И там у вас совсем другой репертуар!
– Конечно, дети не только участвуют в спектаклях. Но в основе нашего разнообразного репертуара всегда лежит классика. Так, в декабре 2022 года наши ребята стали лауреатами Гран-при Международного конкурса-фестиваля «Созвездие поколений», где мы исполнили сразу три номера: «Концертный марш» И. Дунаевского и два танца из «Испанской сюиты», посвященной Максу Миксеру. А в январе этого года студия балета завоевала Гран-при Международного конкурса-фестиваля «Рождественские огни»: наши дети покорили строгое жюри великолепным исполнением вальс-каприса на музыку Антона Рубинштейна.
– Я вижу, что в кабинете главного балетмейстера награды студии уже не помещаются.
– Наград действительно очень много. И все они достались нам не просто так. Мы очень много работаем, и все наши усилия направлены на популяризацию классического балета, на образование и воспитание детей — юных граждан России.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер