Курс ЦБ на 24.07: $ 87.30 95.46

11.10.2022 Культура

Вологжане мобилизовались на поэтическом фронте

Вологжане мобилизовались на поэтическом фронте Фото: goodfon.ru

Специальная военная операция на Украине, освобождение терзаемого нацистами Донбасса, вхождение в состав России новых территорий и, наконец, частичная мобилизация россиян дали новый толчок для творчества жителей Вологды, не обделённых поэтическим талантом.

Судя по количеству регулярно появляющихся в соцсети и приносимых в редакцию газеты «Вологда.рф» патриотических виршей, тема Родины отныне довлеющая для неравнодушных жителей Вологды самых разных профессий и рода деятельности, желающих высказаться. Своим талантом вологжане решили поддержать Отчизну и сражающихся на Украине наших солдат. Пусть не всегда авторы в ладах с рифмой и основами стихосложения, пусть сбивается от нетерпения высказаться ритм, но искренность в их работах покоряет.

Иногда стихотворные опыты превращаются в серьёзные размышления об Отчизне и ответственности за неё. Вот, например, как размышляет на эту тему педагог Ольга Смирнова (не можем не привести её стихотворение целиком):

С запахом сирени и смородины,

И в печурке теплящихся дров,

Есть одно такое слово «Родина»,

Самое прекрасное из слов.

С песней «Во саду ли, в огороде ли»,

С первой майской трелью соловья,

Есть одно такое слово «Родина»,

Самое святое для меня.

С дедовой пестерочкой и броднями,

С тонкими морщинками у глаз,

Есть одно над нами слово «Родина»,

Как над храмом Вседержитель Спас.

С азбукой Кирилла и Мефодия,

С томиком Рубцова на столе,

Есть одно такое одно слово «Родина»,

Есть ли место краше на земле?

С колокольным звоном на престольные,

И с церквушкой тихой на Нерли,

Есть одно такое слово «Родина».

С этим словом в бой неравный шли.

На знаменах сталинские профили

И в боях расплавленная медь,

Кровью воины писали слово «Родина»,

Смертью победив врага и смерть.

Бьешься ныне с адской преисподнею,

Собирая сынов верных рать,

Сколько ты стерпела, моя Родина?

Кто не брезговал тебя продать?!

Но не бойся, пусть злословят силы темные,

Твои чада верные с тобой,

Будет так, как ты прикажешь, Родина.

Мы опять пойдём в священный бой.

Вологжанин Станислав Смирнов, однофамилец Ольги, своё отношение к происходящему выразил в эмоциональном стихотворении, названном им патриотично: «Zа». Все строки начинаются с «Zа», а заканчивается произведение вот таким откровением:

Zа что так боятся Россию,

Народ, побеждающий тьму?

Zа веру, Zа разум, Zа силу,

Zа русскую душу мою.

Заместитель председателя Вологодского Морского собрания, председатель Вологодского регионального отделения Российского союза писателей Леонид Юдников тоже не смог остаться в стороне от патриотической темы. И прежде всего он предлагает разобраться в себе (цитируем начало стихотворения «Про СВО»):

Чтоб под фашистский не попасть каток,

Определись сейчас — ты с кем и кто?

Впишись всей кровью сердца в битву «Z»,

Чтоб на Земле оставить добрый след!

Пиши об этом прозу и стихи,

Пусть музы помогают вам и гранты,

Лишь не останься к Родине глухим,

Когда она воюет с оккупантом…

Отдельное произведение Леонид Юдников посвятил 70-летию Президента Владимира Путина, благодаря которому Россия «не бросила своих» на украинских территориях. А вологжанин Алексей Маклахов написал даже целую «оду» Президенту. Позволим себе хотя бы одну цитату:

В делах разумен, волевой,

Народ ведёт он за собой,

Россию любит всей душой,

За интерес страны — горой!

Программу дел определил,

Врагов наших опередил,

России быть, Путин решил!

Нацизму нет — Запад завыл!..

И это лишь малая толика из патриотических произведений вологжан. Поток публикуемых и присылаемых в редакции произведений не иссякает…

Вот как комментирует нынешнюю литературную тенденцию писатель Наталья Мелёхина, руководитель семинара молодых авторов, организованного в рамках Беловских чтений:

«Тема СВО всё чаще звучит в литературе, причем как в поэзии, так и в прозе. Тут важно отметить несколько тенденций. Первая — появляется много стихов, особенно в соцсетях, которые я назвала бы «любительско-пропагандистские». Их авторы сами не участвовали напрямую в военных событиях и не были их свидетелями. Этих людей не назовёшь профессиональными поэтами. Но они настолько сильно переживают из-за СВО, настолько рьяно хотят донести свою позицию до всех и каждого, что это воплощается в некой «поэзии лозунгов». Её отличительная черта — любительский, невысокий, мягко скажем, художественный уровень и полное отсутствие полутонов. Скажу честно, как филолог и как писатель я не могу воспринимать такую поэзию всерьёз, её обычно оставляют за рамками серьёзного разговора о литературе.

Вторая тенденция очень важная, но появилась она не с началом СВО, а ещё в 2014 году. Авторы из ДНР и ЛНР активно вливаются в российский русскоязычный литературный процесс. Они делают это совершенно осознанно и намеренно, таков их выбор, такова их мировоззренческая и творческая позиция. Они подчеркивают, что не мыслят себя вне русского языка и русской литературы. Эта тенденция проявилась и в работе литературного семинара молодых авторов, проводимого в рамках Беловских чтений. Мы не один год подряд получали работы от юных авторов из ЛНР, есть они и в этом сезоне.

Вместе с тем поэты и писатели России с 2014 года с пристальным интересом наблюдают за творчеством своих коллег и идут им навстречу, таким образом, процесс интеграции носит обоюдных характер. При этом есть такие эпизоды в хронике битвы за Донбасс с 2014 года и по сей день, которые вызывают особенно активный отклик поэтов. Как пример приведу относительно недавнее событие — гибель полковника Ольги Качуры (Корсы). Процитирую поэтессу Ольгу Данилову-Старушко из Севастополя:

За пеклом — ливни. На ноги бойцов

налипла грязь, пудовая, как гири,

и ноги будто налились свинцом.

Смерть возвратилась к вырытой могиле,

и воздух над бульваром резал крик,

и множились проклятия и стоны.

Опять ребёнок. Женщина. Старик.

И снова — воин. Мирные. Ребёнок.

И взятых жизней новая зола

осела меж обломков и осколков.

И был девятый день, как отошла

ко Господу воительница Ольга.

А вот так откликнулся на эту же трагедию поэт Никита Брагин (Москва):

Это музыка любви

над страной взлетает,

как ее ни назови,

а она такая —

ей не дали нотных знаков,

клавишей, струны…

Только залпы и атаки

на полях войны.

У нее была судьба,

но отняли силой…

Орудийная пальба,

свежие могилы…

Ей бы деточек лелеять,

песенку им спеть,

но под сердцем кровь алеет,

и приходит смерть.

С началом СВО обоюдный процесс интеграции не только ускорился, но, если можно так выразиться, ещё и углубился. Мало того, появилась критика, осмысляющая это сложное и многостороннее явление, которое невозможно описать в двух словах. Одна из самых последних заметных статей на эту тему так и называется: «Поэзия Донбасса». Материал опубликован на портале «Год литературы». Автор аналитической критики — Иван Волосюк, филолог по образованию, выпускник Донецкого национального университета, член Союза российских писателей, поэт, критик, постоянный автор толстых литературных журналов.

Процитирую Ивана: «Тема для нашего времени актуальная, потому что поэзия Донбасса, как и вообще всё, что ассоциируется с этим многострадальным регионом, к сожалению, стала объектом, инструментом некоей идеологической работы, прилепилась к чему-то. А поэзия — это явление самостоятельное. Она не может вызываться даже такими драматичными событиями. Я настаиваю на мысли о том, что не нужно писать стихотворение, которое можно было бы обозначить как пропагандистское… Тем не менее созданное как чисто идеологический продукт, как некая агитка, стихотворение тоже имеет шанс стать искусством. По какой причине? К сожалению, авторы этого не осознают. Оно может стать искусством в том случае, если перестанет осознаваться как объект своего изначального предназначения». Об этом материале сейчас много спорят в литературных кругах, он, действительно, противоречив, но это признак хорошей критики — она и должна вызывать споры. Ссылка на текст.

Третья тенденция: поэзия авторов — участников СВО или непосредственных его свидетелей иногда воспринимается поперек всех филологических правил, сердцем, а не умом. Иногда она достигает такого накала чувств, что там уже забываешь про все литературоведческие термины, забываешь про художественные образы, рифмы и ритмы и про всю теорию стиха, вместе взятую, потому что это живая боль. Приведу пример такого стихотворения. Его написала Светлана Дорошко (Луганск, 33 года). Она прислала свою подборку на семинар молодых авторов в этом году, но не прошла, к сожалению, конкурсный отбор в финал, тем не менее стихотворение её запомнится мне лично уже навсегда».

***

Я знаю о войне не понаслышке,

Она сначала сеялась в сердца.

И о войне читая только в книжках,

Однажды с ней столкнулась у крыльца.

И кровь, и страх, обиды и мученья,

Проклятья, смерть, сплошная только смерть

Пришли с войною горьким угощеньем,

И так душа стремится загрубеть!

Прошу, Господь, веди меня из ада,

Молитвой заглушу тупую боль.

О многом попрошу, чего не надо,

А Ты лишь ненавидеть не позволь.

/Светлана Дорошко, г. Луганск/

Виталий Соболев
Другие новости по теме
24.06.2024 14:19

Вологжане продолжают нести цветы и игрушки к стихийному мемориалу памяти жертв крымского теракта

Накануне у поклонного креста на площади Революции вологжане вспоминали убитых в Севастополе россиян.
23.06.2024 23:58

Вологда скорбит вместе с Севастополем

Вологжане организовали стихийный мемориал в память о погибших в Севастополе.
14.03.2023 16:07

В Москве вышел новый сборник стихов вологжанки Марии Суворовой (16+)

«В эфире» (16+) уже четвёртая книга молодой поэтессы, которую называют одним из самых заметных российских авторов поколения 30-летних.

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×