Погода в Вологде: +17 °C

Курс ЦБ на 03.08: $ 73.43 87.29

01.04.2020 Культура

В Вологде опубликовали научную статью о пьесе Василия Белова, которая ранее считалась сожженной автором

В Вологде опубликовали научную статью о пьесе Василия Белова, которая ранее считалась сожженной автором

Машинописный вариант никогда не публиковавшейся пьесы «Не спи на закате» был обнаружен прошлым летом. Это значительное событие не только в масштабе региона, но и в масштабе страны.

День везения

«Известно, что написанный от руки текст произведения Василий Иванович предал сожжению на своем рабочем столе в начале 2000-х годов. О том, как это произошло, не раз рассказывала музейным сотрудникам жена писателя Ольга Сергеевна Белова. Однажды, когда она возвращалась домой, встретившиеся ей соседи сообщили, что из открытой форточки в кабинете писателя валит дым. Ольга Сергеевна поспешила и, войдя в кабинет, увидела, что Василий Иванович сидит в кресле и сжигает исписанные листы. Пачка предаваемой огню бумаги была объемистой, а потому на поверхности стола остались значительные по размеру пятна», - так начинается публикация «Сюжет «Грехопадение» в интерпретации В. И. Белова (новонайденная пьеса писателя «Не спи на закате»).

Статья совсем недавно вышла в свежем номере «Вестника ВоГУ». И хотя публикация носит научный характер, читается она легко и не менее увлекательно, чем детективный роман. Ее авторы - заведующий кафедрой литературы ВоГУ, к. ф. н. Сергей Баранов и научный сотрудник Музея-квартиры Белова, к. ф. н Эльвира Трикоз. Кстати, именно Эльвира и обнаружила заветную папку с машинописью:

«Мы в музее впервые (после разбора библиотеки писателя и изучения живописного собрания мемориальной квартиры) принялись за архив - спустя четыре года после создания музея. Это был жаркий июльский день везения, который я провела на полу у шкафа за чтением машинописи и редакторского листа».

Музейщикам при разборе библиотеки Белова уже встречались в его книгах рукописные записки, недописанные рассказы, письма.

«61 лист пьесы в море неразобранных листов - это практически незаметно. Я в тот день четко это уяснила, ведь до этого мы все твердо знали, что текст сожжен - и точка. Радость тогда была несусветная: вот она первая пьеса!», - делится впечатлениями Эльвира.

«Колоннами не приближаются»

Написав «Не спи на закате», Василий Белов не только впервые «примерил» на себя роль драматурга, но и впервые обратился к ярко выраженной религиозной тематике. Действующие лица его драмы: Бог, Адам и Ева, архангелы, сюжет - грехопадение.

«Пьеса сильно отличается от всего, что было написано до и после нее, хотя появление такого произведения, в общем-то, закономерно. У Василия Ивановича была авторская установка - попробовать себя в разных жанрах», - поясняет Сергей Баранов.

По словам Сергея Юрьевича, текст создан на материале, не характерном для Василия Ивановича, да и сама проблематика раскрывает иного писателя Белова, не только и не столько автора деревенской прозы. К слову, сам Василий Иванович не особенно одобрял эти определения «деревенщик» и «деревенская проза».

Почему же классик не опубликовал пьесу? Причин несколько - от прагматичных до философских и личных. Так, в эпоху атеизма в СССР у автора могло быть много сомнений и препятствий к публикации такого произведения.

«Не удивило бы, наверно, если пьеса была написана в конце 1980-х или в 1990-е годы, когда Василий Иванович уже осознанно пришел к Богу, начал восстанавливать храм на родине. Он писал в воспоминаниях тогда: «Долог и труден наш путь к Богу после многих десятилетий марксистского атеизма! Двигаться по этому пути надо хотя бы с друзьями, но колоннами к Богу не приближаются». И становится понятно, что пьеса - часть того трудного пути - и при этом факт свободного творческого осмысления темы. Осмысление не на публику, как и получилось при жизни писателя, а для себя, для друзей: «колоннами… не приближаются», - делится своими размышлениями Эльвира Трикоз.

Впереди у исследователей большая работа. Предстоит и далее изучить сам текст, понять, как и почему 37-летний Василий Белов пришел к написанию нехарактерной для него пьесы и что повлияло на возникновение ее замысла. Осмысление этого произведения важно еще и потому, что Василия Ивановича называют «основоположником деревенской прозы» и говорят даже, что Белов предвосхитил «все», что было, есть и будет в деревенской прозе.

«Буквально «все» - вряд ли, но многое - да, так и есть. Особенно если говорить о значении таких произведений, как «Привычное дело», «Лад», «Плотницкие рассказы», - осторожно поправляет Сергей Юрьевич.

Публиковать?

В подобных историях всегда остро стоит вопрос: публиковать ли то, что сам писатель хотел уничтожить? И как к этому отнесутся наследники, в случае Василия Ивановича в первую очередь его вдова Ольга Сергеевна.

Авторы статьи цитируют ее слова: «Он (Белов - Прим. ред.) отрицательно к ней относился. В 60-е сам выбрал такую тему, радовался, что взялся осмыслять ее. Помню: нравилось ему ее писать. Писал в двухкомнатной квартире на Самойло, в кладовке, как и «Привычное дело»... Писал в Тимонихе. Потом, когда стал верующим, начал задаваться вопросом: зачем Бога сделал главным героем?»…

«Ольга Сергеевна тоже не ожидала, наверное, что текст найдется, тем более в полном объеме. Она, следуя за волей мужа-автора, тоже считала тогда, что текст не следовало публиковать. В те годы Василий Иванович был на пике писательской славы - после публикации «Привычного дела». До публикации в «Вестнике» я по телефону читала Ольге Сергеевне большие куски из статьи. На многие наши формулировки она радостно отвечала, иногда расхваливая меня и Сергея Юрьевича Баранова, которого она очень ценит и уважает как ученого», - говорит Эльвира Трикоз.

Сама Эльвира считает, что пьесу опубликовать стоит: это первый опыт Белова-драматурга в тот период, когда автор считал себя «воинственным атеистом», позже к библейским сюжетам писатель не обращался. Текст помогает понять сами этапы творческого саморазвития писателя, который этой пьесой отступает от тем «деревенской прозы».

В планах руководства музея включить текст в юбилейный сборник произведений Василия Белова, который выйдет в 2022 году. Организационные вопросы публикации решаются, музей держит связь с правообладателями текста.

Наталья Мелехина
Другие новости по теме
17.07.2020 18:38

В Вологде вышел альбом фотохудожника Александра Смирнова

Книга вышла в издательстве «Древности Севера». В ней собраны работы художника разных лет: пейзажи, портреты, натюрморты.
10.07.2020 18:58

Лучшую книгу года снова выберут в Вологде

Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина проводит IХ региональный конкурс «Вологодская книга - 2019» среди издательств и издательских центров, полиграфических предприятий, издающих учреждений и организаций Вологодской области, а также среди отдельных авторов.
09.05.2020 17:48

«Книга Памяти» появилась в библиотеке школы № 3 Вологды

Проект «Школьная Книга Памяти» был подготовлен образовательным учреждением в честь 75-летия Победы. Книга содержит в себе фотографии и биографические данные 109 участников Великой Отечественной войны, чьи потомки сейчас учатся в школе № 3.
ЖСИ
Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×