Погода в Вологде: -4 °C

Курс ЦБ на 10.12: $ 66.92 76.08

22.08.2018

В Вологде может появиться федеральная аптечная сеть

В Вологде может появиться федеральная аптечная сеть

«Представители вологодской фармацевтической розницы уже прогнозируют, как изменится расстановка сил на рынке медикаментов.

Составляя конкуренцию региональным продавцам, они могут располагать свои торговые точки, где угодно, и прибыль с продаж в региональных сетях снизится.
  

Один из крупнейших российских ретейлеров «Магнит» в июле 2017 года ретейлер презентовал новый проект «Магнит аптека». Первые четыре таких объекта заработали в Краснодаре на базе магазинов «у дома» и гипермаркетов розничной сети.

Как и все проекты федеральной структуры, проект начал завоевывать российский рынок. В этом году открылись фармацевтические пункты в Ярославле и Ярославской области. Следующим должен стать наш регион.

И ничего плохого в том, что на рынке появится еще один конкурент, вроде бы нет. Презентация нового проекта обещает вологжанам выгодные цены и богатый ассортимент лекарственных средств - более 3,5 тыс. товаров, а также скидки и так называемые программы лояльности.

 

Кто есть где?

Оценить объем фармрынка Вологодской области сложно. В 2017 году только официально через конкурсные процедуры прошли продажи лекарственных препаратов и расходных медицинских материалов для лечебных учреждений региона на сумму более 1,5 млрд рублей. Сколько выручки приносит розница, можно только предполагать.

Сегодня на территории области работает более шести крупных федеральных аптечных сетей и примерно столько же региональных. Это без учета точечных розничных аптечных пунктов.

Самыми серьезными игроками можно считать «Риглу» группы компаний «Протек» - крупнейшего фармацевтического холдинга России, и аптечные сети «Максавит», «Алоэ», «Имплозия», «Ладушка», «Озерки», «Народная аптека».

Насколько выгоден аптечный бизнес, можно судить по доходам аптек. Средняя месячная выручка одной торговой точки федеральной розничной сети составляет 2,5 млн рублей. Среди лидеров региональных представителей рынка - «Антей», «Вологдафарм», «Фармацентр» и государственная аптечная сеть «Фармация».

Как оказалось, региональные фармретейлеры уже осведомлены о появлении федерального конкурента и делают определенные прогнозы на будущее.

 

Ненормативные

- С появлением новой сети аптек я вижу несколько моментов, - говорит директор ГП ВО «ГПТП «Фармация» Елена Зубачек. - Во-первых, это кадры. Мы в течение долгого времени обучаем специалистов для нашей сети. Конечно, с появлением конкурента возможна их утечка. Во-вторых, такие крупные сетевики не будут учитывать потребностей людей, живущих в сельской местности. Мы за счет продаж в крупных аптечных точках в городах региона можем позволить себе содержать аптечные пункты и поставлять препараты в сельские ФАПы, компенсируя затраты на логистику. А федеральным сетям это будет не нужно.

В то же время, составляя конкуренцию региональным продавцам, они могут располагать свои торговые точки, где угодно, и таким образом прибыль с продаж в региональных сетях снизится.

- На самом деле нет никаких нормативов расстояния расположения одной аптеки от другой, - подтверждает депутат Вологодской городской Думы Алла Климова. - Поэтому две аптеки могут даже соседствовать друг с другом. Законы рынка.

Например, тот же «Магнит» может позволить себе разместить аптечный пункт на собственных площадях и не нести дополнительных затрат на аренду. И это тоже «играет в минус» здоровой конкуренции. А повлиять или регулировать распространение торговых точек федеральных сетей, как показал опыт, фактически невозможно.

Средняя месячная выручка одной торговой точки федеральной розничной сети составляет 2,5 млн рублей.
- Они не просят выделить земельные участки для строительства своих торговых центров, а просто покупают имущество у частных владельцев и перестраивают, либо у тех же частных владельцев недвижимости арендуют площади. Поэтому никакого административного ресурса на этом рынке нет, - говорит один из представителей региональной власти.

 

Бизнес-фокус

А вот директор аптечной сети «Антей» Андрей Веселов считает, что федеральные ретейлеры, используя маркетинговые ходы, могут влиять на качество товаров:

- Есть оригинальные препараты, а есть так называемые дженерики. Это воспроизведенное лекарственное средство, которое не является полностью идентичными оригинальному препарату. Федеральные сети, выводя оригинальные препараты и заменяя их дженериками, получают низкие цены. Но при этом сильно теряется качество препарата, что подтвердит любой врач. Кроме того, существует продукция, которую любая федеральная аптечная сеть может заказать на заводе и выпустить под брендом СТМ – собственной торговой маркой. Для примера возьмем глицин. Есть глицин производства российского научно-производственного предприятия «Биотика» - разработка СССР. А есть глицин – БАД, который в два раза дешевле. Для населения же часто играет основную роль только название - глицин. А для лечения подходит только лекарственный препарат, а не БАД. Между тем в федеральных аптечных сетях продукция СТМ находится на самых выгодных местах рядом с кассой. И такие приемы широко используют аптечные ретейлеры.

Еще один бизнес-фокус - это так называемый маркетинговый бюджет, когда завод-изготовитель, производящий определенный вид медикаментов, закладывает некий премиальный фонд для региональных продавцов на определенных условиях. Например, за продажу препарата на сумму 2 млн рублей федеральная аптечная сеть может получить бонус в размере 10 %, а местные региональные аптечные сети - только в 3 %.

Получается, законы рынка диктуют сегодня свои условия прежде всего не федеральным, а региональным игрокам? И пока никаких предпосылок к тому, что рынок изменится, нет.

Газета «Вологда. РФ» сделала официальный запрос краснодарскому ретейлеру с просьбой рассказать, где и когда планируется открытие аптек «Магнит». Запрос остался без ответа.

Елена Шмелева
Оставьте свой комментарий
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×