Курс ЦБ на 28.03: $ 92.59 100.27

09.04.2018

Интеллектуальные системы учета расходов воды и тепла будут внедряться в России

Интеллектуальные системы учета расходов воды и тепла будут внедряться в России

С помощью них Минстрой России планирует навести порядок в оплате услуг ЖКХ. Ведомство разработало проект «Умный город», предполагающий внедрение IT-решений в градостроительство и другие сферы. Одно из направлений – принципиально новый метод учета коммунальных ресурсов. Он позволит уйти от нынешней несовершенной системы, когда показания счетчиков передают сами граждане.

- Это позволит получить точную картинку объема потребления, а также качества ресурсов, состояния сетей, оперативно узнавать об авариях и реагировать на них, понять объем и причины несанкционированных трат, причем и технологических потерь, и незаконных подключений,- отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. 

Инновации могут быть внедрены в течение 6 лет. Однако вологжане в ожидании новых технологий применяют свои способы наведения порядка в коммунальной жизни.

 

Коварный магнит 

Государственная жилищная инспекция Вологодской области с проблемой платежей за общедомовые нужды сталкивается постоянно. Речь идет и о водоснабжении, и об электроэнергии. Именно эти коммунальные услуги вызывали массу вопросов, когда начисление за ОДН производилось по факту и не было ограничено нормативом.

1 рядом с 2.jpg
 

В июле 2017 года федеральное законодательство перенесло плату за ОДН из коммунальной услуги в жилищную и предоставило жильцам самим решать, как они будут платить - по нормативу или по общедомовому счетчику.

Начальник ГЖИ Вологодской области Виктор Токарев 

- Да, на законодательном уровне вопрос был исчерпан, - комментирует начальник ГЖИ Вологодской области Виктор Токарев. – Но проблема дисбаланса между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний индивидуальных приборов учета осталась, только перекочевала с плеч жильцов на плечи управляющих организаций. Это утечки на сетях, если говорить о воде, и несвоевременная и некорректная сдача показаний, а также различные незаконные манипуляции собственников. 

С каждым годом граждане становятся все более изобретательными. К примеру, магнитом, установленным на счетчик, сейчас вряд ли кого-то удивишь. Устройство находится в свободной продаже, достаточно набрать в интернете словосочетание «неодимовый магнит», и поисковик выдаст десятки предложений. 

- Неодимовые магниты применяются в медицине, электронике, промышленности и в бытовых целях, - прокомментировал нашей газете на условиях анонимности один из продавцов. – Никто же не скажет, что покупает магнит для махинаций со счетчиками на воду и электричество. 

В России активно борются с магнитами, ученые даже изобрели специальные пломбы, которыми пользуются ресурсоснабжающие организации и управляющие компании по всей стране. Стоит поднести магнит к прибору, защищенному антимагнитной наклейкой, которая крепится на корпус счетчика, и пломба меняет цвет. Открепить наклейку бесследно не удастся - останется несмываемый след. 

- Мы закупили антимагнитные пломбы в большом количестве и уже второй год успешно их применяем, - говорит начальник абонентного отдела МУП ЖКХ «Вологдагорводоканал» Ольга Бондаренко. – Наши контролеры ставят такие пломбы в основном на автомойках. В год 2-3 случая бывает, когда специалисты приезжают показания снимать, а на счетчике магнит стоит. За общедомовые и индивидуальные счетчики мы не в ответе, тут управляющая компания должна быть заинтересована, чтобы ресурс не воровали.

 

Поймать за руку 

По словам руководства УК «Подшипник», повлиять на установку гражданами антимагнитных пломб коммунальщики не могут. По закону, приборы учета – это частная собственность. 

- Единственный способ – проверка в соответствие с законодательством, - говорит директор компании Сергей Гажинов. – Раз в три месяца специалист обходит квартиры для снятия показаний, об этом мы обязаны предупредить собственников. Конечно, жильцы могут снять магниты, но других рычагов, к сожалению, нет. Наша компания редко сталкивается с преднамеренным занижением показаний. Сказываются доверительные отношения между жильцами и управляющей организацией. 

Однако способов «смухлевать» - десятки. Одни жильцы научились использовать пылесос в противозаконных целях, другие не стесняются подключаться к электрической розетке соседа, возлагая на него свои траты на электроэнергию.

Сейчас Жилищный кодекс РФ предусматривает контроль над потреблением ресурсов ЖКХ со стороны советов многоквартирных домов, но зачастую СМД не справляются с этой задачей

- Основной способ хищения электроэнергии - подключение нагрузки помимо прибора учета, - говорит начальник отдела по связям с общественностью «Вологдаэнерго» Игорь Писков. - Эти подключения выполняются с нарушением техники безопасности и могут привести к негативным последстваиям. Например, поражению человека электрическим током вплоть до летального исхода. 

За 2017 год сотрудники филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» в бытовом секторе выявили 343 случая безучетного потребления электроэнергии. С начала 2018 - уже более 120. К примеру, жительница города, имея участок в Вологодском районе, самовольно подключилась к сетям филиала и бесплатно пользовалась электроэнергией, присвоив ресурс на сумму более 725 тыс. рублей.

За 2017 год сотрудники филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» выявили 343 случая безучетного потребления электроэнергии в бытовом секторе. С начала 2018 - уже более 120.
 

- Хищение ресурсов преследуется по закону, - комментирует начальник ГЖИ региона Виктор Токарев, - но это не останавливает собственников жилья. Полностью исключить эти махинации на данный момент нельзя. Кардинально решить данную проблему помогут только автоматизированные системы комплексного учета. Перейти на них планируют в скором будущем сетевые организации, например, Вологодская областная энергитическая компания, МРСК. А пока нужно наладить контроль, заложенный в Жилищном кодексе, – через советы многоквартирных домов (СМД). Это ежемесячный мониторинг сдачи показаний.

 

Все по полочкам 

Пример такой успешной работы в Вологде есть. Пять лет назад жильцы одного из домов на ул. Гоголя, уставшие от неразберихи в показаниях, выбрали председателем СМД Светлану К. Она – экономист по образованию, вышедший на заслуженный отдых, - с усердием взялась наводить порядок. 

- Для начала мы поменяли во всем доме индивидуальные приборы учета по воде и по электричеству, - говорит Светлана. - Каждый собственник заключил договоры с ресурсниками, чтобы быть на прямых расчетах. Ежемесячно я хожу в водоканал, к энергетикам, и мне выдают маршрутные листы с указанием номера квартиры, имени и фамилии собственника. Я вывешиваю этот лист в подъезде. И собственники 23-24 числа каждого месяца проставляют свои данные. Если человек не пишет, – вместе с членами совета стучимся к нему в квартиру. Не окажется дома, начислим по нормативу. И в следующий раз он будет долго за нами бегать. 

Светлана К говорит, что на все бумажные дела у нее уходят сутки в месяц. А итог - полное отсутствие задолженности по коммунальным услугам и спокойствие всех собственников. По мнению экспертов, подобного результата могли бы добиться и в других домах Вологды, чтобы в ожидании установки интеллектуальных систем не гадать, куда уходят деньги.

Екатерина Шабалова
Оставьте свой комментарий
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Лента новостей
Система Orphus

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×