Курс ЦБ на 31.10: $ 97.05 € 105.22
Вологодская область вошла в число 10 пилотных регионов России, где впервые в истории страны в школах появятся советники директора по воспитательной работе. Что это за должность, какими вопросами будет заниматься советник и на основании какого закона вводится новая штатная единица, наша газета спросила у представителей сферы образования.
А поговорить?
До 1991 года любое детское образовательное учреждение, будь то детский сад, школа или центры дополнительного образования, не только давало знания, но и воспитывало. Воспитательная функция была как бы поделена между семьей и школой, но ценности и в семье, и в школе были одинаковыми.
После 1991 года все изменилось. Если раньше ещё в старших классах школы подростки знали, что после окончания института, техникума или училища они будут востребованы на конкретных предприятиях, то внезапно оказалось, что поиск работы теперь - личное дело каждого. Помните, как в стране появилось столько юристов и экономистов, что они искали работу даже за кассой в супермаркетах? Одновременно сокращалось количество учителей, врачей, инженеров – представителей профессий, которые требуют серьёзной, а главное, осознанной подготовки и способностей, которые, как правило, проявляются ещё в школе.
И тогда школьники начали самовыражаться: стремительно развивались молодежные субкультуры, привлекая подростков к не совсем понятым им ценностям.
- Например, я в 2006 году считала, что я эмо, - рассказала нашей газете сотрудник юридической службы государственного учреждения Татьяна. - Представители этой субкультуры слушали определённую музыку, соответственно одевались, красили волосы в тёмные тона, носили длинные чёлки. Но вот в чём парадокс: мне не идут тёмный цвет волос и чёлка, и я никогда не слушала эту музыку! Почему я относила себя к этой субкультуре, не знаю. По принципу «все побежали, и я побежал», наверно. Наверно, если бы кто-то мне объяснил суть явления, я бы задумалась, но никто этого не сделал.
- Если говорить о советской модели системы образования, то тогда уроки в школе носили не только обучающий, но и воспитательный характер, - пояснила начальник управления образования Администрации города Вологды Ирина Гуляева. - А сейчас? Сейчас школы работают на результат – на ЕГЭ. Плюс появился интернет, где ребёнок может найти самую разнообразную информацию и обсуждать её с людьми, которые не знают, что такое детская психология.
Вологжане, которым сегодня 40-60 лет, помнят, что школа не только учила, а именно воспитывала. В том числе и трудом.
- Основным методом воспитания были долгие разговоры про мою несознательность и... трудотерапия, - вспоминает инженер одной из фармацевтических компаний города Владимир Перетягин. - То класс помыть, то цветы протереть, то стекла почистить газетами и тряпками.
Сейчас классы моют сотрудники клининговых компаний или специально принятые в штат образовательных учреждений сотрудники, а дети принимают участие в трудовых буднях школ разве что на субботниках.
Осознание того, что образовательный процесс должен включать в себя и воспитательную функцию, пришло, когда во всех сферах экономики начал ощущаться острый дефицит квалифицированных кадров. На уровне регионов и муниципалитетов заработали различные профориентационные программы для школьников. Вскоре вопрос о воспитании был поднят и на федеральном уровне.
Осознание того, что образовательный процесс должен включать в себя и воспитательную функцию, пришло, когда во всех сферах экономики начал ощущаться острый дефицит квалифицированных кадров.
Системный подход
Летом 2020 года Госдума РФ внесла поправки в закон «Об образовании», которые дают определение понятию «воспитание» и вводят необходимость подготовки рабочих программ и календарных планов воспитательной работы. Закон, например, поясняет, что воспитание должно основываться на «принятых в российском обществе правилах и нормах поведения» и формировать «чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества».
Отвечать за это будут советники директора по воспитательной работе. С 1 марта 2021 года проект заработает в 10 российских регионах: Вологодской, Омской, Брянской, Нижегородской, Калининградской, Тюменской, Сахалинской и Челябинской областях, в городе Севастополе и Ставропольском крае.
- Советники школьных директоров будут не только работать с учениками, но и решать вопросы по организации воспитательной работы в школах, а также взаимодействию с различными общественными детскими организациями, - разъяснил нововведения министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Сегодня воспитательная работа в школах ведётся, но не имеет единой системы.
- Дело это новое, - признает председатель областной организации профсоюза работников образования и науки, член Общественной палаты Вологодской области Светлана Павлушкова. - 2020 год вообще стал новым витком в воспитательной работе. В частности, было принято решение о доплатах за классное руководство именно с целью усилить внимание к воспитательной работе учеников. Мы работали над методическими рекомендациями для классных руководителей, а с сентября 2021 года каждая школа уже должна иметь план воспитательной работы. Тогда возник вопрос: а кто будет отвечать за эту работу? И вот сегодня появляется новая должность, находясь на которой, педагог должен будет, видимо, не в ущерб воспитательной работе курировать межведомственное взаимодействие с административными органами.
Как пояснила «Вологда.РФ» Ирина Гуляева, в ближайшее время на должности советника по воспитательной работе в школах Вологды будет объявлен конкурс.
- Как я понимаю, эти должности могут занять и педагоги, которые в настоящее время не работают в школе. Направление это новое, нужное, и думаю, что в ближайшее время всем станут понятны и функции советников директоров, - считает Ирина Гуляева.
Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер